Храм святого Николая Мирликийского на Рогожском кладбище

Храм Николая Чудотворца на Рогожском кладбищеСтраница приходаРусская Православная Церковь, Московская (городская) епархия, Юго-Восточное викариатство, Петропавловское благочиние

Контактная информация

PPblago@yandex.ru
8 (495) 361 36 43
http://nikolanarogozhke.ru
Адрес:
Москва, ул. Рогожский пос., д. 1а/29,
  • Статус:действующий
  • Язык богослужений:церковнославянский
  • Настоятель:Протоиерей Андрей Владимирович Орлов
  • Расписание богослужений (общее кратко):Богослужение в соответствии с расписанием
  • Престольные праздники:
    • Николая Чудотворца - Май 22 [по н.с.] (перенесение мощей), Декабрь 19 [по н.с.]
  • Деятельность:При храме действует Воскресная школа

  • Краткая историческая справка:Храм святителя Николая Мирликийского расположен в углу северной части Рогожского поселка, перед входом на кладбище с одноименным названием.

    Никольский храм, увенчанный пятью куполами, — жемчужина церковного зодчества XIX в. Он напоминает бе­лоснежный корабль, словно плывущий между двумя невы­сокими холмами. Когда-то, до 1934 года, перед ним рассти­лался прекрасный пруд, из которого вытекала быстрая ре­чушка Мая. Из-за многочисленных подземных ключей вода в них была очень холодной даже в летнее время. Старожилы вспоминают, что редко кто осмеливался купаться и в самую жаркую пору.

    Храм начали строить в XIX в. на пожертвования при­хожан, перешедших в Единоверие из старообрядческой Бело-Криницкой (Австрийской) общины поповщинского со­гласия, на месте небольшой убогой старообрядческой ча­совни 1771 года. На строительство было дано, — по согла­сованию с правительством императора Николая I и Святей­шим Синодом, — высочайшее благословение Московского митрополита Филарета (Дроздова). Об этом событии свиде­тельствует Грамота самого митрополита, сохранившаяся поныне в главном алтаре храма. Когда донесение митропо­лита Филарета было представлено императору, тот написал на нем: «Слава Богу, хорошее начало».

    Еще в 1800 году московским митрополитом Плато­ном в России было утверждено Единоверие. Старообряд­цам, перешедшим в Единоверие, разрешалось совершать богослужения по старым обрядам, но только священниками Русской Православной Церкви. Ввиду того, что храм был построен исключительно единоверцами, он и стал офици­ально называться Николо-Единоверческим храмом на Ро­гожском кладбище города Москвы.

    В те времена Рогожская единоверческая община на­ходилась в самом центре старообрядческого поповщинского раскола и немало способствовала распространению Единоверия среди рогожских раскольников. Однако Единоверие здесь стало утверждаться более полувека спустя.

    Высочайше было разрешено обратить самую мень­шую и убогую Никольскую часовню в Единоверческий храм. Видную роль в этом сыграл первый староста храма Владимир Андреевич Сапелкин (1800—1864 г.г.). В 1855 го­ду им же был устроен придел святого равноапостольного великого князя Владимира.

    В короткое время храм был настолько украшен тру­дами новообращенных, что прихожане, знавшие прежнюю часовню, не узнавали ее в новом виде.

    В последующие годы под руководством архитектора Н.В. Карнеева и на средства купца Никандра Матвеевича Аласина начались работы по перестройке всей, уже доволь­но ветхой церкви. Заново выстроили трехъярусную коло­кольню с шатровым завершением и двумя шатровыми вися­чими гирьками. На три аршина были подняты своды основ­ного объема храма. Вместо Владимирского придела в 1872 году устроен северный придел во имя Покрова Пресвятой Богородицы, а в 1881 году, — южный придел во имя Божией Матери «Троеручицы». Здание стало крестообразным в плане. В декоре были использованы мотивы русского зод­чества XVII в.

    На колокольню были подняты колокола общим весом 660 пудов. Главный из них весил 360 пудов. К сожалению, они украшали храм до 1933 года. Дальнейшая их судьба не­известна. Возможно, когда-нибудь колокола вновь обретутся.

    Через 70 лет на колокольне появились новые колоко­ла, но по силе звучания они далеко уступают прежним.

    Окончательное архитектурное завершение храм по­лучил уже в начале XX в. Заметим, что архитектура храма соответствует господствовавшему в XIX в. русскому или византийско-русскому стилю. Наличники здания напоми­нают формы нарышкинского барокко, а шатровые рундуки с ярусами килевидных кокошников — сооружения еще бо­лее раннего периода. Завершения основного объема церкви и приделов составляют пять крупных синих глав, с гране­ными белыми барабанами. Центральный барабан крупнее всех остальных, имеет окна. Кресты на главах деревянные, в железных рубашках. Храм имеет полихромную окраску: бе­лая плоскость стены, красные лопатки, синие и зеленые де­тали карниза, кокошников и убранства колокольни.

    В советское время, несмотря на неоднократные по­пытки закрыть храм, он не закрывался. С 1923 по1994 г.г. Покровский придел был передан светскими властями старообрядцам-беглопоповцам и отделен от основного придела стеной, сейчас упраздненной. Как-то в 30- годы прошлого века из-за временного отсутствия отца настоятеля враги ве­ры решили повесить замок на храм. В ночь перед этим со­бытием весьма почитаемая монахиня Севастиана Лещева (1970 г.), несущая тогда почти все церковные послуша­ния, увидела через проем двери светлообразного старца, очень похожего на иконописное изображение Угодника Божия святителя Николая. Старец ласково посмотрел на мона­хиню, благословил крестным знамением и стал невидим, оставив в ее душе благую надежду на свою небесную помощь.

    В 30е годы прошлого века в храм стали приходить православные верующие из соседних храмов.

    В 1960 годы единоверцы, из-за малочисленности, пе­решли в правый придел во имя Иконы Божией Матери «Троеручицы», а православные — в главный Никольский придел. Тогда же в главный придел и была перенесена ико­на Божией Матери «Троеручица». После того, как в 1988 году единоверцам была предоставлена возможность совер­шать службы в храме Михайловской слободы Московской области, а беглопоповцам в 1993 году в храме Покрова Пре­святой Богородицы на Новокузнецкой улицы г. Москвы, храм был полностью передан Русской Православной Церкви.

    Особенно хочется сказать о совершенно уникальной архитектуре храма святителя Николая Мирликийского. Вой­дя в храм, прихожанин оказывается в светлом и высоком притворе, голубой свод которого, украшен золочеными звездами. Справа на стене перед входом в главный придел находится памятная доска XIX в., на которой начертаны слова, повествующие об учредителях и благоукрасителях храма.

    За притвором главный придел, где взору прихожани­на предстоит величественный пятиярусный иконостас, а слева и справа — вышеупомянутые приделы: Покровский и иконы Божией Матери «Троеручицы». Внутренняя роспись храма выполнена в греческом стиле. Иконы главного ико­ностаса старинные, хорошего письма, но не первостепен­ные. Здесь находятся, например, редкие иконы большого размера — святого мученика Уара и Рождества честного славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоан­на.

    Свод и стены главного и правого приделов украшены настенными росписями на сюжеты Священного Писания. В главном приделе расположены больших размеров иконы Божией Матери, в кивотах: «Троеручица», «Иверская», «Казанская», «Всех Скорбящих Радость», «Нечаянная Радость», а также икона с пятью изображениями Божией Матери. Здесь же иконы многих чтимых святых: Трех святителей, священномученика Ермогена (с частицей мощей), благовер­ной княгини Анны Кашинской (с частицей мощей), святи­теля Николая Мирликийского с житием.